Новости

Британские банки до сих пор работают на ПО из 60–70-х годов

Согласно исследованию консалтинговой компании Baringa, многие банки в Великобритании продолжают использовать программное обеспечение, разработанное ещё в 1960–1970-х годах. Разобраться в этом коде могут лишь немногие — как правило, возрастные сотрудники, близкие к выходу на пенсию.

Опрос 200 банков показал, что:

  • 16% используют ПО, написанное в 60-х годах;
  • около 40% поддерживают код, созданный в 70-х;
  • половина респондентов призналась, что их системы понимают всего один-два сотрудника пенсионного возраста;
  • ещё 31,5% полагаются на столь же ограниченное число экспертов младшего возраста.

Некоторые банки до сих пор применяют решения, изначально созданные для работы с перфокартами, а 15% используют код, разработанный под мэйнфреймы размером с комнату.

Почему такие системы всё ещё работают?

По словам Пола Михайловича, главы направления банковских технологий в Baringa, использование устаревших систем — не столько изъян, сколько результат сложности банковской инфраструктуры:
«Банки обслуживают миллионы клиентов и не могут каждый раз перестраивать свою систему с нуля при появлении новых технологий. Однако вызывает обеспокоенность, что ключевые сервисы до сих пор зависят от кода, созданного ещё во времена премьер-министра Гарольда Макмиллана».
Один из участников опроса признался, что в его банке до сих пор используется ПО от Microsoft 1993 года, а банкоматы работают на серверах с Windows NT. Другой рассказал, что основная банковская система была создана в 70-х годах и до сих пор функционирует на языке Cobol — некогда стандартном для финансовых систем.

Анонимный IT-специалист из банковской сферы добавил:
«Многие такие системы — очень простые и надёжные. Именно поэтому они "живут" десятилетиями. Но специалистов, которые умеют с ними работать, становится всё меньше, а новые кадры не горят желанием осваивать Cobol».
Михайлович выделяет два главных риска:

  1. Надёжность — критически важные системы зависят от устаревшего кода, который поддерживают считаные специалисты. В случае сбоя устранить проблему будет крайне трудно.
  2. Гибкость и скорость — старые технологии плохо адаптируются к новым задачам. Их поддержка становится всё дороже, а развитие — медленнее.

Схожая ситуация наблюдается и в других странах. В США, по данным на 2021 год, более 80% банковских операций выполнялись с помощью COBOL. Например, в Bank of New York Mellon выявили 112 500 COBOL-программ, содержащих около 350 миллионов строк кода.

Однако начинается постепенная модернизация:

  • Европейская страховая компания NN Group совместно с Deloitte за 23 месяца перенесла свои ключевые приложения с мэйнфрейма на Java-платформу, не прерывая обслуживания клиентов.
  • В банке Morgan Stanley запустили AI-инструмент DevGen.AI, который только за текущий год проанализировал 9 миллионов строк устаревшего кода и помог сэкономить около 280 тысяч часов разработчиков. Он превращает старый код в понятные текстовые спецификации, которые затем переписываются на современные языки.