Домовые чаты, несмотря на то что не имеют юридического статуса, становятся всё более популярным способом общения между жильцами и управляющими компаниями. Однако этим активно пользуются мошенники, применяя различные схемы обмана. Как сообщил РИА Недвижимость директор управляющей компании «Тургенев» Дмитрий Попов, создать такой чат может кто угодно — от представителей УК до случайных посторонних. На практике большинство чатов запускают сами жильцы, и нередко они используются не только для обсуждения бытовых вопросов, но и для рекламы собственных услуг или товаров.
По словам генерального директора агентства PR Development Аллы Аксеновой, мошенники часто подключаются к чату ещё на этапе его создания. Один из популярных способов обмана — размещение поддельных QR-кодов, ведущих на фишинговые сайты. Такие коды позволяют скрыть вредоносные ресурсы и обойти блокировки. Ещё одна распространённая тема — подмена ключей от домофона. Адвокат Александр Зелинко предупреждает: размещение QR-кодов и ссылок на чаты в подъездах небезопасно. Мошенники нередко распространяют фальшивые объявления, маскируя их под официальные уведомления, и перенаправляют пользователей на опасные сайты.
Как отмечает руководитель клиентского сервиса Level Home Елена Семенихина, основные риски, связанные с домовыми чатами, включают: продажу фиктивных товаров и услуг, выманивание денег под ложными предлогами и кражу личной информации. По данным, собранным генеральным директором компании «Азбука» Татьяной Деминой, около трети мошенничеств связано с рассылкой фальшивых платёжек за коммунальные услуги. Ещё 25% касаются сбора средств на якобы неотложный ремонт, а 20% — взломов аккаунтов участников. Также нередко встречаются фальшивые опросы и голосования, которые используются для сбора персональных данных.
Сооснователь BAZA Development Марк Заводовский добавляет, что популярной уловкой становится обещание бесплатной раздачи подержанных вещей. Перейдя по такой ссылке, пользователь рискует потерять доступ к своим мессенджерам или даже к аккаунту на Госуслугах.
Особую уязвимость представляют чаты, созданные самими жильцами — в них обычно отсутствует строгая модерация, что облегчает злоумышленникам доступ к участникам.
По словам генерального директора агентства PR Development Аллы Аксеновой, мошенники часто подключаются к чату ещё на этапе его создания. Один из популярных способов обмана — размещение поддельных QR-кодов, ведущих на фишинговые сайты. Такие коды позволяют скрыть вредоносные ресурсы и обойти блокировки. Ещё одна распространённая тема — подмена ключей от домофона. Адвокат Александр Зелинко предупреждает: размещение QR-кодов и ссылок на чаты в подъездах небезопасно. Мошенники нередко распространяют фальшивые объявления, маскируя их под официальные уведомления, и перенаправляют пользователей на опасные сайты.
Как отмечает руководитель клиентского сервиса Level Home Елена Семенихина, основные риски, связанные с домовыми чатами, включают: продажу фиктивных товаров и услуг, выманивание денег под ложными предлогами и кражу личной информации. По данным, собранным генеральным директором компании «Азбука» Татьяной Деминой, около трети мошенничеств связано с рассылкой фальшивых платёжек за коммунальные услуги. Ещё 25% касаются сбора средств на якобы неотложный ремонт, а 20% — взломов аккаунтов участников. Также нередко встречаются фальшивые опросы и голосования, которые используются для сбора персональных данных.
Сооснователь BAZA Development Марк Заводовский добавляет, что популярной уловкой становится обещание бесплатной раздачи подержанных вещей. Перейдя по такой ссылке, пользователь рискует потерять доступ к своим мессенджерам или даже к аккаунту на Госуслугах.
Особую уязвимость представляют чаты, созданные самими жильцами — в них обычно отсутствует строгая модерация, что облегчает злоумышленникам доступ к участникам.