Роботы, напоминающие человека — с руками, ногами и искусственным интеллектом, — пока ещё не заняли места в домах, магазинах и на фабриках. Однако развитие технологий идёт стремительно, и, по прогнозам, в ближайшие десятилетия рынок гуманоидов может превзойти автомобильную индустрию в два раза.
Аналитики Morgan Stanley предполагают, что к 2050 году объём рынка гуманоидных роботов достигнет $5 трлн, а их общее число может перевалить за 1 миллиард единиц. «Внедрение будет происходить относительно медленно до середины 2030-х годов, а затем ускорится в конце 2030-х и 2040-х годах», — говорит Адам Джонас, глава аналитики по глобальному автопрому и совместной мобильности в Morgan Stanley.
Сферы применения и региональные лидеры
По оценке Morgan Stanley, к середине века около 90% всех гуманоидов — порядка 930 млн — будут задействованы в повседневной, в основном производственной и коммерческой, деятельности. Лидером по числу таких роботов станет Китай (302,3 млн), затем идут США (77,7 млн).
Использование гуманоидов в быту будет развиваться более сдержанно. К 2050 году только около 80 млн таких роботов окажутся в домах по всему миру, полагает Джонас.
Создание универсального робота, способного выполнять разнообразные домашние задачи, потребует значительных достижений в аппаратном обеспечении и ИИ. На это может уйти не менее десяти лет. Кроме того, широкое внедрение таких устройств в быт потребует как значительного снижения цен, так и поддержки со стороны регуляторов и общества.
Будет ли снижаться стоимость?
На сегодняшний день гуманоид — дорогостоящее устройство: в 2024 году его стоимость в странах с высоким доходом оценивалась в $200 тыс. Однако по мере роста производства и совершенствования технологий цена может снизиться до $150 тыс. к 2028 году и до $50 тыс. к 2050-му.
В США на первом этапе проникновение таких роботов в домохозяйства будет зависеть от уровня дохода: от 3% для семей с годовым доходом $50–75 тыс. до 33% для домохозяйств с доходом выше $200 тыс. В целом, около 10% американских семей (примерно 15 млн) могут владеть гуманоидом к середине века.
В странах с более низким доходом, где возможен доступ к дешёвым поставкам из Китая, стоимость одного робота может опуститься до $15 тыс. В самом Китае ожидается, что только 3% домохозяйств будут иметь такого помощника — около 4 млн единиц.
США против Китая: кто победит в гонке?
Наибольший интерес вызывает вопрос о том, кто станет лидером нового рынка — США или Китай. По мнению Шэна Чжуна, руководителя промышленного направления Morgan Stanley, преимущество окажется за Китаем.
Китай уже активно наращивает потенциал в ИИ-робототехнике, опираясь на локализованные цепочки поставок и технологические разработки. В стране ведётся работа над улучшением производительности компонентов за счёт новых материалов, усовершенствованных производственных процессов и применения ИИ.
Хотя в США есть ведущие компании в разработке гуманоидов, Чжун считает, что Китай быстро догонит их, когда настанет этап массового применения и производства. Главным преимуществом Поднебесной остаётся независимая и эффективная производственная база.
При этом почти все производители гуманоидов в мире сегодня зависят от китайских компонентов — таких как винты, моторы, редукторы и аккумуляторы.
Аналитики Morgan Stanley предполагают, что к 2050 году объём рынка гуманоидных роботов достигнет $5 трлн, а их общее число может перевалить за 1 миллиард единиц. «Внедрение будет происходить относительно медленно до середины 2030-х годов, а затем ускорится в конце 2030-х и 2040-х годах», — говорит Адам Джонас, глава аналитики по глобальному автопрому и совместной мобильности в Morgan Stanley.
Сферы применения и региональные лидеры
По оценке Morgan Stanley, к середине века около 90% всех гуманоидов — порядка 930 млн — будут задействованы в повседневной, в основном производственной и коммерческой, деятельности. Лидером по числу таких роботов станет Китай (302,3 млн), затем идут США (77,7 млн).
Использование гуманоидов в быту будет развиваться более сдержанно. К 2050 году только около 80 млн таких роботов окажутся в домах по всему миру, полагает Джонас.
Создание универсального робота, способного выполнять разнообразные домашние задачи, потребует значительных достижений в аппаратном обеспечении и ИИ. На это может уйти не менее десяти лет. Кроме того, широкое внедрение таких устройств в быт потребует как значительного снижения цен, так и поддержки со стороны регуляторов и общества.
Будет ли снижаться стоимость?
На сегодняшний день гуманоид — дорогостоящее устройство: в 2024 году его стоимость в странах с высоким доходом оценивалась в $200 тыс. Однако по мере роста производства и совершенствования технологий цена может снизиться до $150 тыс. к 2028 году и до $50 тыс. к 2050-му.
В США на первом этапе проникновение таких роботов в домохозяйства будет зависеть от уровня дохода: от 3% для семей с годовым доходом $50–75 тыс. до 33% для домохозяйств с доходом выше $200 тыс. В целом, около 10% американских семей (примерно 15 млн) могут владеть гуманоидом к середине века.
В странах с более низким доходом, где возможен доступ к дешёвым поставкам из Китая, стоимость одного робота может опуститься до $15 тыс. В самом Китае ожидается, что только 3% домохозяйств будут иметь такого помощника — около 4 млн единиц.
США против Китая: кто победит в гонке?
Наибольший интерес вызывает вопрос о том, кто станет лидером нового рынка — США или Китай. По мнению Шэна Чжуна, руководителя промышленного направления Morgan Stanley, преимущество окажется за Китаем.
Китай уже активно наращивает потенциал в ИИ-робототехнике, опираясь на локализованные цепочки поставок и технологические разработки. В стране ведётся работа над улучшением производительности компонентов за счёт новых материалов, усовершенствованных производственных процессов и применения ИИ.
Хотя в США есть ведущие компании в разработке гуманоидов, Чжун считает, что Китай быстро догонит их, когда настанет этап массового применения и производства. Главным преимуществом Поднебесной остаётся независимая и эффективная производственная база.
При этом почти все производители гуманоидов в мире сегодня зависят от китайских компонентов — таких как винты, моторы, редукторы и аккумуляторы.